Немножко подзабытый вопрос о введении в России 12-летнего среднего образования снова всплыл на поверхность. На днях президент Российской академии образования Николай Никандров заявил, что о добавлении школьникам “срока” не забыли и из плана не вычеркнули. Учебные часы, по словам Никандрова, в этом случае нужно будет направить на углубленное изучение предметов и занятия физической культурой. Принятие такого решения, впрочем, повлечет за собой массу других вопросов. Например, за счет какого предела — верхнего или нижнего — увеличивать обучение? Будут ли дети идти в школу на год раньше или заканчивать на год позже? Против первого будут медики и физиологи, а второе повлечет за собой изменение призывного возраста. На то, что школьная нагрузка растет, постоянно жалуются и родители, и сами ученики, и медики. Так что “разбросать” ее на 12 лет, с одной стороны, не такая уж плохая мысль. Однако кто даст гарантию, что со временем она снова не увеличится? Ведь срок обучения уже увеличивался на год, до 1986 года в СССР дети учились всего 10 лет с тремя классами начальной школы. Сейчас же у нас 4-летняя младшая школа. Получается, что нагрузки будут расти, и лет через сто мы будем с ученической скамьи сразу уходить на пенсию? Это, разумеется, преувеличение. Но тем не менее вопросов такая реформа поднимает массу. И прежде всего: за счет какого возраста увеличивать “срок службы” школьника? Отводить ребенка в первый класс на год раньше нельзя, считает заместитель директора Института возрастной физиологии Валентин Сонькин. — Шестилетний ребенок просто физически не готов к тому, чтобы быть первоклассником, — объясняет Валентин Дмитриевич. — Только к семи годам клетки головного мозга начинают работать во взрослом режиме, тогда ребенок может задерживать внимание достаточно долго, выполнить трудную задачу. Вот учителя часто жалуются на гиперактивных детей. А это просто дети, развитие которых немного задержалось, и даже в семь лет клетки головного мозга не созрели окончательно. Если же начинать “призывать” в школу шестилеток, то им необходимо создать все условия — спальные места, игровые комнаты, объясняет Сонькин. Таким образом, получается, что мы просто переносим подготовительную группу детского сада в школу. А есть ли в этом смысл? — Можно начиная с яслей называть образовательное учреждение школой, — говорит Валентин Дмитриевич. — Но будет ли оно школой как таковой? Директор Института развития образования Ирина Абанкина двумя руками за 12-летнее образование, однако она считает, что удлинение должно произойти на базе школьной инфраструктуры, но не за счет школьной, а дошкольной программы. Школьная, как показал недавний эксперимент с 6-летками, детям этого возраста не по силам, соглашается Ирина Всеволодовна, слишком велики для них стрессы и нагрузки. Программы должны быть гибкими и рассчитаны на разных детей. — Тем не менее если сравнить российскую школу с европейской, то становится очевидно: по длительности обязательного образования мы проигрываем им год-два. Это нехорошо: от продолжительности обязательного образования напрямую зависит качество человеческого капитала, — говорит Ирина Абанкина. — А значит, в целом переход на 12-летку будет полезным. Главный вопрос тут другой — с какого конца “пришивать” дополнительный год: за счет детского сада или же удлинять обучение в старших классах. Первая возможность директору Института развития образования представляется более предпочтительной. Во-первых, потому, что к этому готовы родители, считает она. — В среднем по России детские сады у нас посещают 63% детей, а в ряде регионов, например, Чувашии или Якутии, детсады для детей 5—6-летнего возраста уже сейчас являются обязательными, — рассказывает Абанкина. Во-вторых, по мнению Абанкиной, обучение в раннем возрасте очень эффективно, что подтверждает мировой опыт. В-третьих, потому что в России есть прекрасные разработки программ обучения для этого возраста. — Но есть одно “но”: все упирается в отсутствие инфраструктуры. Детских садов не хватает даже сейчас, и своими силами муниципалитетам и регионам, в чьем ведении находятся детские сады и школы, этой проблемы не решить. Чтобы ввести 12-летку, необходима поддержка из федерального бюджета. И немалая: удовольствие это дорогое, хотя в будущем даст серьезные плюсы. Нам придется нарастить не менее 45% инфраструктуры, — объясняет Ирина Абанкина. Можно “пришить” дополнительный год и сверху, считает Ирина Всеволодовна, но сделать это сложнее: слишком велик разрыв в уровне подготовки детей к этому возрасту. — Многие ребята не могут осилить и программу 9-го класса, в то время как их товарищи готовятся поступать в классические университеты, — говорит Абанкина. — Еще часть старшеклассников не захочет лишнего школьного года, поскольку собирается поступать в техникумы и колледжи, а потом начать работать. И заставлять их остаться неправильно. Выход один: реально вариативные программы обучения старшеклассников — как практически ориентированные, так и для поступающих в вузы. Еще раз подчеркну: за счет какого класса ни прирастала бы школа — сверху или снизу, — механистического распространения школьных программ на дополнительные годы обучения быть не должно. Не хотелось бы, чтобы в целом правильная мера вылилась в распространение неэффективных технологий или в искусственное создание рабочих мест для учителей в условиях демографического кризиса. Физиологи в свою очередь считают, что увеличение призывного возраста в случае введения 12-летки будет иметь свои плюсы. Как пояснил “МК” Валентин Сонькин, в 18 лет юноши не готовы физиологически служить в армии. — Они просто биологически не созрели для этого, — говорит Валентин Дмитриевич. — Именно у современных юношей костно-мышечная система созревает на год-полтора позже, чем у их сверстников в прошлом. Такое изменение динамики развития детей наблюдается во всем мире. Поэтому если их призывать станут на год позже, в этом будет и положительный момент. Введут или не введут 12-летнее школьное образование и за счет какого возраста будут увеличивать срок, покажет время. В обществе же к этому новшеству по-прежнему относятся скептически. источник: http://www.mk.ru/social/article/2010/04/22/474244-est-12klassnoe-predlozhenie.html |